«Технический, про жидкости» — выпуск №2
1 Долго о тормозной
Сейчас многие производят техническое обслуживание автомобиля своими силами или в сервисах, пренебрегая полным списком операций, предписанных производителем. Когда слышу от водителя, что я регулярно меняю масло и тем самым слежу за автомобилем, всегда задаю простой дополнительный вопрос на его реплику: а что, например, с тормозной и охлаждающей жидкостями? Как часто их меняете? В ответ часто слышу, что: «Раз в 5 лет тормозную» или «Вообще не меняю» или «А зачем, там все герметично закрыто?» На самом деле ответ на поверхности. Тормозная жидкость (как и масло) гигроскопична, то есть впитывает влагу, находящуюся в воздухе. Откуда воздух? В тормозной системе много мест, где тормозная жидкость контактирует с воздухом, самое обширное – это бачок тормозной жидкости. И что же происходит дальше? Так как воды все больше и больше накапливается в тормозной жидкости, то снижается её температура кипения, заданная производителем жидкости на достаточно высоком уровне. Вы нажимаете на тормоз, главный тормозной цилиндр у педали давит на жидкость в трубках, жидкость давит на тормозной цилиндр у колеса, цилиндр сжимает колодки, из-за трения вырабатывается тепло, которое нагревает колодки, цилиндр и тормозную жидкость в нем. И так как вода снизила её температуру кипения – жидкость закипает прямо в тормозной трубке или цилиндре. Что же в этом такого? Обычный физический процесс, но во время кипения образуются пузырьки, а далее паровая пробка, давление в системе резко падает, так как воздух легко сжимаем в отличие от жидкости, и педаль тормоза «уходит» резко «в пол», а тормоза не тормозят. Дальше все по сюжету известной песни «про черного кота». Именно поэтому большинство производителей рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2 года вне зависимости от того стоял автомобиль или нет, большой пробег или маленький. Это обязательно надо делать, бывают такие запущенные случаи пренебрежения этим правилом, что образование паровых пробок в тормозных трубках происходит и даже при несильном торможении. Лето, жара под 40 градусов, вы едете полной семьей на пикник, чуть нажимаете на тормоза, а их нет. В данном случае жара и нагрузка на тормозную систему еще больше сузили температурные рамки для работы тормозной жидкости. Вспоминается один случай, рассказанный знакомым таксистом. Работал он тогда на автомобиле фирмы, и следила за состоянием автомобиля тоже сама фирма. Спускаясь в очередной раз с моста и интенсивно тормозя перед перекрестком педаль тормоза по описанной выше причине на довольно новом автомобиле «ушла в пол». Он не успел остановиться и «влетел» в впереди стоящий автомобиль. Предполагая, что данная авария спровоцирована некачественным обслуживанием автомобиля, он так и не отпустил «провалившуюся» педаль тормоза до приезда сотрудников ГИБДД. Приехавший сотрудник ГИБДД зафиксировал, что педаль тормоза «провалилась» до крайнего положения, при этом ТС не было заторможено. Последующая экспертиза показала, что в тормозной жидкости был превышен допустимый уровень влаги, и её температура кипения была ниже требуемой. Водитель доказал свою невиновность в данной ситуации, так как отсутствие «тормозов» было обусловлено несвоевременной заменой тормозной жидкости.
P.S. Вода в тормозной жидкости еще также является хорошей средой для образования коррозионных процессов, а также ухудшению смазывающих свойств жидкости, что влечет преждевременный износ деталей тормозной системы.
2 Коротко об охлаждающей
Охлаждающая жидкость — это, как правило, смесь в определенный пропорциях этиленгликоля (подобен спирту), воды и присадок. Определенные пропорции воды и этиленгликоля дают свойства незамерзаемости этой смеси. Присадки – способствуют улучшению свойств смеси, например, снижение агрессивности смеси к резине (сальникам, уплотнениям, прокладкам), металлу (кавитационные процессы), снижение коррозионной активности и т.п. В процессе эксплуатации вода интенсивно испаряется, а присадки теряют свои силы. Смесь становится агрессивной к металлам и резине, температура её замерзания растет, что может привести к необратимым последствиям. И если температуру замерзания можно восстановить, добавив дистиллированной воды и создав нужную плотность жидкости, то свойства присадок восстановить куда сложнее. Именно поэтому большинство производителей рекомендуют замену охлаждающей жидкости также по сроку: от 3 до 5 лет. Это сохранит Ваш радиатор в целостности, а охлаждающая система в целом прослужит долгие годы.
P.S. Кавитация – процесс при котором в жидкости происходит местное понижение давления. Представьте, если в воде реки на глубине 1 метра очень быстро провести ножом. Он как бы разделит воду на 2 части и ей надо будет сомкнуться вновь позади ножа. Но сразу она это сделать не сможет, так как у нее тоже есть инерция и скорость течения, поэтому в задней части ножа будет образовываться вакуум- вода просто не сумеет так быстро окружить нож. В этом месте будет очень низкое давление, которое способно вырвать с поверхности ножа маленькие кусочки металла. Именно так происходит кавитационный износ - вырывание с поверхности чего-либо кусочков материала из-за создавшегося низкого давления. Именно так «съедаются» гребные винты у судов, именно с этим борются конструкторы во всех местах, где есть жидкости.
3 Масло в новом автомобиле
Когда новый автомобиль начинает наматывать свои первые километры, то внутри двигателя, трансмиссии и других узлах, где есть пары трения, детали начинают прирабатываться. Поверхность новых деталей под микроскопом выглядит как резьба. При начале эксплуатации эта резьба трется о такую же резьбу на сопряженной детали, и вместе они вырабатывают поле трения, которое при наличии масляной пленки очень долгое время сможет работать с минимальным износом. Этот процесс приводит к тому, что в масле появляется очень много частиц износа. Процесс этот производители называют обкаткой. А далее все эти продукты износа необходимо удалить перед дальнейшим нормальным использованием автомобиля. Именно поэтому рекомендуется менять масло в двигателе после первых нескольких тысяч километров пробега или первого месяца эксплуатации. Вы удаляете все то, что при приработке(обкатке) попало в масло и делаете огромную услугу своему двигателю. Почему же тогда не меняется масло во всех остальных узлах после обкатки? Все очень просто - в целях экономии, а также потому, что продукты износа не так сильно влияют на срок службы данных узлов. Представьте, Вы только купили новенький автомобиль и через 3 тысячи километров надо поменять масло в двигателе, коробке, у некоторых машин в мостах и раздаточной коробке. «Столько платить?! У меня же новый автомобиль на гарантии!» - самая частая фраза в автосалоне при прохождении нулевого технического обслуживания.